В положении о Нобелевской премии говорится: «Если ни одна из работ, претендующих на премию, не была сочтена достаточно важной, призовые деньги сохраняются до следующего года». Так и произошло: треть премии ушла в основной фонд Нобеля, две трети — в резервный.
Сайт Нобелевской премии позволяет увидеть, кто был номинирован в 1935 году и чью работу комитет не счел достойной. Среди номинантов есть авторы малоизвестные (Герман Штер, Руфино Бланко Бомбона). Но есть и весьма примечательные: французский поэт Поль Валери, великий английский антрополог Джеймс Фрэзер, один из крупнейших еврейских поэтов Саул Черниховский, Герберт Уэллс и Карел Чапек, Мигель де Унамуно, Дмитрий Мережковский и Гилберт Кит Честертон. Ни одно из этих имен, по-моему, Нобелевскую премию бы не испортило, но какие именно соображения двигали шведскими академиками, сказать трудно. Они были, впрочем, не окончательными: так, Роже Мартен Дю Гар впоследствии получил премию в 1937-м, Франс Силланпяя в 1939-м, Йоханнес Йенсен в 1944-м. Проза Чапека, Унамуно и Честертона уж точно интереснее, чем проза Йенсена. И это лишний раз подтверждает, что Нобелевская премия — не универсальное мерило литературного качества.